Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Самое важное по теме: "Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости" с комментариями от профессиональных юристов. В случае возникновения вопросов, просьба задавать их нашему дежурному юристу.

Каким образом осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?

Любой объект недвижимости независимо от формы собственности подлежит государственному кадастровому учету, что зафиксировано в законодательстве РФ. И только с объектами учета возможно совершать различные сделки.

Что такое кадастровый учет?

Када

стровый учет — регламентированная законом РФ процедура фиксации объектов недвижимости с совершением записи в Едином реестре.

При регистрации и занесении в Реестр объекту недвижимости присваивается номер с выдачей кадастрового паспорта, в котором указываются данные об имуществе и характеристики объекта.

Кадастровая деятельность, связанная с учетом недвижимости, является исполнением действий по подготовке документов полномочным лицом — кадастровым инженером.

Кадастровый учет производят при создании недвижимого объекта, изменении характеристик данного объекта либо при прекращении его существования.

Функции Государственного кадастра

Слово кадастр имеет французское происхождение и буквально означает «список».

Государственным кадастром недвижимости (ГКН) называется определенный реестр, база данных различных объектов недвижимого имущества вне зависимости от форм собственности и функционального назначения.

Правовой основой являются основные законы Российской Федерации – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие кодексы, описывающие правовые отношения и действия с земельными, водными и лесными ресурсами, а также касающихся жилых строений.

Кадастровый учет и производство действий по реализации ГКН ведется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Учет недвижимого имущества осуществляется филиалами службы государственной регистрации на всей территории России по единой технологии.

Кадастровые службы также обязаны поддерживать актуальность сведений кадастрового учета и обеспечивать их доступность и достоверность.

Государственному учету с внесением в кадастр подлежат участки земли, здания различного назначения, сооружения и помещения, а также незавершенные объекты.

Подача заявления о постановке на учет недвижимости

Для внесения объектов недвижимости в кадастр собственник имущества или его представитель должен провести определенные действия.

Первый и непременный шаг – составление заявления, которое подается в местную кадастровую службу ближайшую к месту расположения объекта.

Форма заявления является единой, образец можно найти в Интернете, в том числе и на официальных сайтах государственных кадастровых служб. Также его можно взять в учреждениях кадастрового учета при личном обращении.

Заявление составляется на бумажных носителях формата А4. В случае большого объема информации о реквизитах собственника, заявление оформляется на 2-х и более листах. При этом каждый лист нумеруется порядковым номером с указанием общего числа страниц в заявлении.

В случае подачи заявления физическим лицом, в заявлении необходимо указать сведения о заявителе или представителе заявителя:

  • фамилия, имя, отчество;
  • наименование и вид документа, который удостоверяет личность;
  • дата выдачи документа, который удостоверяет личность.

Если заявление подается от имени юридического лица, необходимо указать следующие сведения:

  • полное наименование организации;
  • дата государственной регистрации;
  • страна регистрации;
  • дата и номер регистрации.

К заявлению следует приложить пакет документов на объект недвижимости.

Документы, предоставляемые для постановки на учет

Для постановки на кадастровый учет недвижимости необходимо предоставить в орган кадастрового учета перечисленные ниже документы:

  • удостоверяющий права или полномочия представителя собственника документ;
  • межевой план участка земли.

При разделе или объединении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, требуется представление заявлений от всех собственников. А также согласие, оформленное письменно, землепользователей и арендаторов, в случае их наличия.

Порядок действий при постановке на учет

Все объекты недвижимости, как было сказано выше, подлежат кадастровому учету. Это касается не только исполнения закона об учете недвижимости, но и практических соображений.

При любом юридическом действии с объектом, будь то продажа, дарение или наследование, потребуется кадастровый паспорт.

Для того чтобы поставить на кадастровый учет объект недвижимости следует:

  1. Обратиться в местное отделение Федеральной службы регистрации.
  2. Оформить и подать заявление в соответствии с установленной формой и приложением необходимых документов.
  3. Получить расписку о принятии заявления и документов, приложенных к нему.
  4. Получить уведомление о возможности кадастрового учета или уведомление об отказе.
  5. Получить кадастровый паспорт недвижимости.

Возможен и отказ в постановке на учет объекта недвижимости. Основания для этого могут быть следующие:

  • противоречивые сведения об имуществе или объекте недвижимости в представленных документах;
  • пересечение границ земельного участка, представленного для постановки на кадастровый учет;
    непредставление нужных документов, согласно списку;
  • неверное заполнение заявления или несоответствие документов утвержденному образцу;
  • имущество, представляемое для учета, не представляет собой объект недвижимости;
  • неподтверждение полномочий лица, обращающегося с заявлением.

Срок кадастрового учета

В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ указаны требования по срокам совершения действий по кадастровому учету.

При принятии недвижимости на учет – постановка и снятие осуществляются в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Максимальный срок проведения действий по кадастровому учету не может превышать 30 рабочих дней.

Решения по выполнении кадастровой процедуры

Кадастровой процедурой называется процесс внесения информации в реестр объектов недвижимости в соответствии с поданными в службу кадастрового учета документами.

Осуществляется кадастровая процедура на основании общих правил:

  • любой документ, поступивший в орган учета, подлежит регистрации в книге учета;
  • поступившие документы нумеруются, отмечаются датой поступления и фамилией должностного лица принявшего документ;
  • документы, поступившие для учета, подшиваются в единое учетное дело, получающее свой номер;
  • документы и информация по объекту, подлежащему учету, проверяются на соответствие правилам подачи и оформления документов и на отсутствие оснований для отказа в кадастровом учете.

По выполнению кадастровой процедуры, внесения информации о недвижимости в кадастровый реестр, принимаются решения следующего характера:

  1. Решение по внесению кадастровых сведений в кадастр.
  2. Решение об отказе занесения кадастровой информации в ГКН.

Видео: Постановка объекта недвижимость на учет

В программе специалист Кадастровой палаты отвечает на вопросы зрителей, касающиеся порядка постановки объектов недвижимости на кадастровый учет.

Глава 3. Порядок кадастрового учета (ст.ст. 16 — 28)

Глава 3. Порядок кадастрового учета

О государственном кадастровом учете недвижимого имущества см. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ

>
(утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (с изменениями и дополнениями)
Читайте так же:  Продажа квартиры кто обычно оплачивает оформление документов

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кадастровый учет: документы, особенности процедуры

Постановка на кадастровый учет является необходимой процедурой при регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. О том, что такое кадастровый паспорт, каких объектов недвижимости касается получение данного документа, а также, о порядке постановки на кадастровый учет – читайте в нашей статье.

Кадастровый учет представляет собой процедуру внесения сведений об объекте недвижимости в основную информационную базу (государственный кадастр недвижимости). Постановка, прекращение или какие-либо изменения об объекте недвижимости вносятся отдельным кадастровым органом, наличие кадастрового паспорта является обязательным документом при продаже или аренде жилого/нежилого помещения или земельного участка. Законодательно правила по кадастровому учету в отношении земельных участков действуют с 01 января 2008 года, в отношении зданий и помещений – с 01 января 2013 года.

Наличие кадастрового паспорта дает возможность собственнику беспрепятственно распоряжаться недвижимым имуществом по своей воле. Если на объект получено право собственности до принятия закона о кадастре, в случае его продажи, дарения или сдачи в аренду, постановка на кадастровый учет будет неизбежна.
Объектами кадастрового учета являются жилые и коммерческие помещения, земельные участки, за исключением таких категорий, как:

  • участки, которые используются службами безопасности РФ;
  • участки, необходимые для использования Вооруженными Силами РФ;
  • участки, необходимые для использования в целях реализации государственных нужд;
  • земли, являющиеся природоохранными зонами;
  • участки, имеющие особую культурную и научную ценность;
  • участки, относящиеся к лесным или водным фондам.

Получить информацию о категории земли можно, обратившись в территориальную Кадастровую палату, где будет выдана выписка из Госреестра. Для получения сведений об объекте недвижимого имущества необходимо предоставить заявление установленного образца, паспорт РФ, документы, подтверждающие право собственности на землю, квитанцию об уплате госпошлины. Срок подготовки выписки составляет 5-10 рабочих дней.

Основаниями для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости являются:

  • вновь создаваемый участок (впервые созданные границы земельного участка, ранее не учтенного в кадастре; искусственно созданный участок);
  • выделение границ земельного участка из другого участка;
  • при разделении земли на несколько участков (на кадастровый учет ставится каждый надел от раздела);
  • новый объект недвижимости;
  • для учета помещения в здании/квартире;
  • раздел здания (жилого/нежилого) в случае образования нового автономного объекта недвижимости;
  • изменение границ земельного участка;
  • преобразование здания.

Порядок постановки на кадастровый учет и регистрация прав на имущество

В 2018 году государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и включает в себя следующие обязательные нормы:

  • Постановку на кадастровый учет объекта недвижимости имеют право осуществить:
  1. собственник помещения или земельного участка;
  2. арендатор (срок аренды объекта недвижимости должен составлять не менее 5 лет);
  3. субъект, имеющий право на пользование объектом бессрочно;
  4. носитель права пожизненного наследуемого владения.

Важно! В случае обращения за постановкой на кадастровый учет представителем вышеназванных лиц, необходимо наличие нотариальной доверенности.

Законодательство предусматривает также и иные случаи обращения за кадастровым учетом лиц, которые не входят в названный список.

Пример 1. Гражданин получил в наследство земельный участок, не состоящий на кадастровом учете. На основании действующего законодательства право собственности наследник может приобрести только после процедуры государственной регистрации, которую в свою очередь, можно пройти при предоставлении кадастрового паспорта. Соответственно, в данном случае заявление о постановке на кадастровый учет будет осуществляться наследником, который еще не является собственником недвижимого имущества.

Пример 2. Гражданин желает приобрести земельный участок, являющийся собственностью государства или муниципалитета. После обращения в соответствующий государственный орган гражданин получает предписание о необходимости проведения кадастровых работ, и только после постановки на кадастровый учет он получает право на последующий выкуп желаемого объекта.

  • Куда обращаться для постановки на кадастровый учет

В целях прохождения процедуры постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, можно обратиться в территориальную кадастровую палату или отдел МФЦ, расположенный на территории конкретного объекта недвижимости.

Подать заявление можно: при личном присутствии, черед представителя (при наличии нотариальной доверенности), почтовым отправлением (документы должны быть заверены у нотариуса) или через портал государственных услуг (при наличии электронно-цифровой подписи).

  • Какие документы необходимо предоставить для постановки на кадастровый учет
  • Заявление, составленное в соответствии с требованиями законодательства (образец представлен в кадастровой палате).
  • Геодезический и межевой план (предоставляется в случае, если на кадастровый учет ставится земельный участок).
  • Технический план (предоставляется, если на кадастровый учет ставится помещение).
  • Документ, который подтверждает право собственности либо иного пользования объектом жилой недвижимости (свидетельство о наследстве, договор аренды, договор купли-продажи, договор дарения, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, свидетельство о собственности).
  • Согласие органа опеки и попечительства (предоставляется, если собственником/сособственником недвижимого имущества является несовершеннолетнее лицо).
  • Паспорт РФ – для физических лиц, учредительные документы – для юридических лиц.
  • Нотариальная доверенность (если документы сдает представитель заявителя).
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

В случае, если земельный участок или помещение являются собственностью государства или муниципалитета, для постановки на кадастровый учет необходимо получить письменное согласие комитета по управлению имуществом. Если постановку на кадастровый учет осуществляет пользователь земли или помещения, необходимо предоставить письменное согласие собственника.

Пакет документов предоставляется в полном объеме в оригиналах либо в копиях, заверенных нотариально. О том, что все необходимые документы получены к рассмотрению, работник кадастровой палаты должен выдать заявителю расписку с указанием перечня всех предъявленных документов и даты получения кадастрового паспорта.

Срок постановки на кадастровый учет любого объекта недвижимости составляет:

  1. непосредственно в кадастровой палате – не более 18 дней;
  2. при подаче документов через МФЦ – не более 23 рабочих дней.

  • Выдача готового кадастрового паспорта

В назначенную дату заявителю необходимо явиться в орган подачи документов (кадастровую палату или МФЦ).

Внесение необходимых сведений об объекте недвижимости подтверждается кадастровым паспортом или развернутой выпиской из Госреестра.

В случае, если собственник осуществляет процедуру раздела или выдела недвижимости, постановка на кадастровый учет выполняется сразу на все объекты, при одновременном прекращении кадастрового учета прежней недвижимости.

Стоит учесть такой момент, в случае, если на кадастровый учет земельный участок ставится впервые, эта постановка является временной с переходом на постоянный учет только после регистрации права собственности. Срок действия временного кадастрового учета составляет 2 года, далее, если на участок не будет зарегистрировано право собственности, временный учет аннулируется.

Читайте так же:  Наследственный договор

Процедура постановки на кадастровый учет считается завершенной после нового прохождения государственной регистрации объекта недвижимости.

Приостановление кадастрового учета

Процедура постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлена государственным кадастровым органом в связи с выявленными неточностями и несоответствиями в технических документах на недвижимость.

О том, что процедура приостановлена выносится письменное решение с предоставлением заявителю времени для устранения причин приостановки действия. Срок приостановки составляет – не более 3-х месяцев.

Отказ в постановке на кадастровый учет

Сегодня нередки случаи отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет. Основными причинами для отказа являются:

  • Обращение за постановкой на учет осуществлялось лицом, не имеющее на то правомочий либо с неправильно оформленными правомочиями (например, истекший срок нотариальной доверенности).
  • Если объект недвижимости не подлежит кадастровому учету (если речь идет о землях для государственных нужд, объектах, запрещенных для приватизации, земельных наделах с размерами больше максимально или минимально допустимых, объектах движимого имущества).
  • Если объект недвижимого имущества образуется из другого объекта, но такое преобразование не допускается на законодательном уровне.
  • В случае, если недвижимым имуществом является объект, к которому отсутствует фактический доступ или через объект проходит граница территории населенного пункта.
  • Если заявитель предоставил не полный пакет документов или таковые содержат ошибки или неточности, которые невозможно устранить.

Решение об отказе в постановке на кадастровый учет должно быть вынесено в письменном виде с указанием обоснованных причин. Заявитель вправе повторно обратиться в кадастровый орган после устранения причин отказа или обжаловать решение об отказе в судебном порядке.

Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет. Нюансы и процедура оформления

Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – это процесс, при котором каждый объект рассматривается и уникализируется по определенным свойствам и характеристикам. Кадастровый учет — обязательное требование для полноправного владения, процедуру необходимо проходить для земельных участков, домов, отдельно стоящих зданий. После того, как будет закончена регистрация недвижимости, сведения о ней попадают в Росреестр. Заказчик услуг (владелец) получает присвоенный уникальный кадастровый номер для своей недвижимости, который указывается в кадастровом паспорте.

Нормативно-правовая база при постановке на кадастровый учет

Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости регламентируется Земельным Кодексом Российской Федерации (в частности статьей 11). Согласно документу, постановка на кадастровый учет является обязательной для всех видов собственности (земельных участков, муниципальных владений, государственной собственности, частных домов и производственных площадей).

Чаще всего постановка объекта недвижимости на кадастровый учет актуальна для вновь образованных земельных участков. Процедура включает в себя письменное согласование землепользователей, арендаторов, владельцев, которые претендуют на перераспределение земли в рамках раздела имущества или производят регистрацию при согласовании с органами власти.

Федеральный Закон «О госрегистрации прав на недвижимость» гласит, что обязательным условием для подтверждения права владения является выданный органами местного самоуправления кадастровые паспорта. В соответствии с положениями ФЗ, постановку на кадастровый учет осуществляют:

  • Роснедвижимость;
  • Мультифункциональный центр (МФЦ) – «единое окно»;
  • Территориальные органы и подразделения кадастрового учета.

Для ускорения процедуры подачи документов и получения кадастрового паспорта вы можете обратиться в Центр кадастра и регистрации «Стар Сервис». Все основания будут тщательным образом систематизированы и пройдут юридическую экспертную оценку.

Процедура получения кадастрового паспорта

Правила и срок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости определяются наличием и правильным оформлением документов:

  • Заявление от владельца или землепользователя, который обращается в территориальное отделение Кадастровой палаты. Иногда необходим оригинал и копия;
  • Пошлина за постановку на кадастровый учет не взимается. Однако могут потребоваться дополнительные услуги кадастровой палаты, в частности выезд кадастрового инженера для уточнения свойств недвижимости. Если таковые предусмотрены законом, необходима уплата госпошлины и предоставление оригинала и копии квитанции об оплате в установленном размере.
  • Оригинал межевого плана – он необходим для составления кадастрового паспорта, подтверждения свойств и характеристик объекта недвижимости, описания земель.
  • Если есть дополнительные документы, которые подтверждают ваше право собственности, их необходимо предоставить сотрудникам Роснедвижимости.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законом предусмотрена подача документов доверителями. Для этого нужны нотариально заверенный документ, а также паспорт человека, который обращается в органы госрегистрации по доверенности.

Документы для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости предоставляются лично, через доверителя или через почтовые отправления (обязательно с вручением). После того, как сотрудники Роснедвижимости изымают у вас документы, необходимо требовать расписку с точным перечнем изъятых материалов. Также в рамках реформирования системы кадастрового учета, все процедуры можно выполнить через интернет посредством электронной почты.

Сложности и дополнительные процедуры при постановке на кадастровый учет зданий и земельных участков

Поскольку систематизация сведений о недвижимости практически всегда требует проверки сведений об окружающих объектах, может возникнуть необходимость проведения дополнительных мероприятий с целью исключения ущемления прав третьих лиц и проверки законности учета.

  • Уточнение границ нового объекта недвижимости — если он образовывается в результате раздела, слияния, перехода права собственности, необходимы письменные уведомления от заинтересованных лиц о том, что они не против указанной процедуры.
  • Изготовление межевого плана, как основного документа для кадастрового учета – стоит отметить, что в плане имеется как графическая, так и цифробуквенная информация. Малейшая неточность в документе может стать причиной отказа в постановке на кадастровый учет или стать предметом судебного рассмотрения из-за ущемления интересов третьих лиц.
  • Акты обследования недвижимости, которая перестала существовать.

При обработке, Кадастровая палата может вернуть документы на доработку либо отказать в регистрации кадастрового номера. Наиболее частая ошибка заявителей – подача неполного пакета документов. Также встречаются случаи с некорректно внесенной или неполной информацией в межевом плане.

[3]

Законом предусмотрен срок 10 дней, в течение которого государственный регистратор обязан произвести внесение сведений в кадастр. Окончанием процедуры является выдача кадастрового паспорта владельцу или землепользователю. Стоит отметить, что ЗК предусмотрено решение кадастровой палатой сразу нескольких вопросов:

  • Присвоение кадастрового номера;
  • Аннулирование кадастрового учета;
  • Отказ от регистрации и кадастрового учета.

Следовательно, государственная комиссия обязана взвешивать временные факторы, проверять подлинность документов, удостоверяться в отсутствии ущемления прав третьих лиц. При положительном результате постановки на учет земельных участков вносятся данные в Росреестр, если же вам отказали в регистрации и учете, вы можете либо устранить неточности, либо на основе решения ГКН подать исковое заявление в суд. Если Вам необходимо поставить квартиру на кадастровый учет в Москве,то компания «Стар-Сервис» предлагает свои комплексные услуги, в том числе и по вопросам юридического сопровождения в судах любой сложности. При правильном оформлении всех документов, постановка на учет проходит быстро и без дополнительных расходов.

Читайте так же:  Регистрация договора дарения в росреестре — процесс, сроки и стоимость

Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 «О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий «объект недвижимости» и «объект капитального строительства», а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.

[2]

Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

Читайте так же:  Особенности прописки человека без права на жилплощадь

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.

При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.

Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

Статья 22. Состав необходимых для кадастрового учета документов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

1. Если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

1) утратил силу с 1 марта 2010 г.;

Информация об изменениях:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) — копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ в пункт 8 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ в пункт 9 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1

9.1) уведомление о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанное таким гражданином и органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ в пункт 10 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), — запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

Читайте так же:  Как экономить на налогах по кадастровой стоимости недвижимости

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ пункт 12 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

12) копии проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13, вступающим в силу с 1 октября 2013 г.

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14

14) заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

[1]

15) карта-план территории, утвержденная в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке (в случае, предусмотренном главой 4.1 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16

16) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в случае постановки на кадастровый учет земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ статья 22 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

1.1. В случае осуществления государственного кадастрового учета на основании схемы размещения земельного участка, предусмотренной пунктом 16 части 1 настоящей статьи, представление документов, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

Положения части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.

2. Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктами 2, 3, 6-10, 13 части 1 настоящей статьи, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

3. Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
Порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here