Оформление права оперативного управления

Самое важное по теме: "Оформление права оперативного управления" с комментариями от профессиональных юристов. В случае возникновения вопросов, просьба задавать их нашему дежурному юристу.

Оформление права оперативного управления

New ! ! ! Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии подготовлены и размещены на официальном сайте Росреестра типовые стандарты взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении отдельных регистрационных действий, включающие перечни документов , необходимых для предоставления государственной услуги, размеры государственной пошлины, сроки предоставления государственной услуги, описание результата услуги.

Оформление права оперативного управления

Оформление права оперативного управления

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи

Как оформить право оперативного управления

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.

N 175-ФЗ статья 296 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства.

Создаваемым предприятиям – юридическим лицам – делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации. Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей.

Государственная регистрация права оперативного управления организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ собственности и другие вещные на недвижимые вещи, ограничения этих, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав

хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения.

Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)

Распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; Контракт на право хозяйственного ведения (оперативного управления); Свидетельство на хозяйственного ведения или оперативного управления для объектов нежилого фонда, переданных в хозяйственное ведения (оперативное управление) до 16.10.2001г.

Регистрация права хозяйственного ведения

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2019) (с изм. и доп.

вступ. в силу с 06.08.2019) 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней.

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления на имущество для казенного учреждения

Закона N 218-ФЗ орган госвласти в случае, если право возникает на основании акта органа госвласти либо сделки с органом госвласти, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона N 218-ФЗ. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о госрегистрации соответствующих права, на недвижимое имущество и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе (ст. 33 Закона N 218-ФЗ). Из буквального толкования ч. 2 ст.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Обращаясь в суд с иском о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого указанным автомобильным дорогам, учреждение руководствовалось следующим. Статья 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности фактически устанавливает плату в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, а Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 устанавливает порядок ее расчета. Внесение данной платы осуществляется при оформлении специального разрешения на движение тяжеловесных ТС.
Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.

[3]

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления 2018

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2 ст. 58 ГК РФ).Переход права оперативного управления на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ)*(1)).В силу пп. 4.1 п. 3 ст.

Государственная пошлина (мишанина м.)

Подлинник и копия, если право возникло до введения в действие Закона о регистрации недвижимости или договор удостоверен нотариально Имущество присудил суд Решение суда с отметкой о вступлении в силу Две копии, заверенные судом Имущество переходит в порядке реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия Учреждение либо казенное предприятие построило объект для себя

Читайте так же:  Документы, необходимые для получения налогового вычета на строительство дома

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). Так, в пункте 32 Постановления N 46 разъяснено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ). При этом под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, которые не входят в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняют публично-правовые функции.

Например, таковыми являются ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ЦКБ РФ. Эти органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
НК РФ. Согласно данной норме федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, освобождаются от ее уплаты. Таким образом, речь уже идет об обращении не в суд, а в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, например за выдачей лицензии, за государственной регистрацией юридического лица и так далее. Свою позицию Минфин России объясняет тем, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе через Федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) (п.
3 Положения о МЧС, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

Читайте также: Документы для регистрации земельного участка в собственность: перечень и подробно об осуществлении процедуры Документы, требуемые для регистрации Порядок регистрации права на управление объектами недвижимости. Фото № 3 Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности.
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о его закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, но только если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. С учетом изложенного п.
Закона о регистрации недвижимости) Подлинник и копия ——————————–

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

[1]

Регистрационная процедура

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.
Читайте так же:  Нюансы стоимости вступления в наследство у нотариуса

Кто может обратиться в ЕГРП?

Обратиться в госорган с заявлением о регистрации права могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

  • правообладатель;
  • законный представитель владельца помещения;
  • нотариус, занимающийся нотариальным удостоверением сделки, на основании которой образовалось данное право;
  • юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).

Стоимость и сроки предоставления услуги

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Государственная регистрация прав на недвижимость

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 10

Вопрос регистрации имущественных прав на объекты недвижимости традиционно один из самых сложных как в теории, так и на практике. При этом бытует ошибочное мнение, что регистрации подлежит только право собственности, хотя оно не единственное из имущественных прав, требующих государственной регистрации. Право оперативного управления, на основании которого казенные учреждения распоряжаются недвижимостью, также должно быть удостоверено не только на бумаге, но и в Едином государственном реестре прав. Как же это сделать? Какие документы нужно подготовить и в какие органы их представить? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.

Каковы основания для регистрации оперативного управления?

В Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) нет прямого ответа на этот вопрос, как и нет упоминания о праве оперативного управления. Поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства. В ст. 131 ГК РФ сказано, что госрегистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, право оперативного управления как один из видов имущественных прав подлежит государственной регистрации, общий порядок проведения которой описан в Законе N 122-ФЗ. Им установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, участки недр и всех объектов, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба назначению объектов невозможно, в том числе права на здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Многие из перечисленных объектов могут находиться у казенных учреждений на праве оперативного управления, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы все права на объекты недвижимости были зарегистрированы в законном порядке.

К сведению. Право оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, возникшее до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признается действительным при отсутствии его государственной регистрации (Определение ВАС РФ от 11.05.2011 N ВАС-5289/11).

Кто занимается регистрацией недвижимости?

Уполномоченным федеральным органом по регистрации недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая через свои территориальные органы выполняет возложенные на нее полномочия . Росреестр не только координирует и контролирует деятельность своих территориальных органов, но и обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики ведения госрегистрации прав объектов недвижимости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

Утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.

Этапы «хождения» документов по инстанциям

Порядок проведения государственной регистрации прав прописан в ст. 13 Закона N 122-ФЗ. В целях наглядности выделим на схеме все основные этапы данной процедуры.

Государственная регистрация прав проводится в месячный срок со дня приема заявления и документов для проведения данной процедуры. После этого заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прав как итоговый документ о зарегистрированном праве оперативного управления на объект недвижимости. Но, чтобы его получить, нужно собрать пакет подтверждающих имущественное право документов.

Документы, необходимые для регистрации права

В связи с тем что регистрация имущественного права имеет добровольный (заявительный) характер, первое, что потребуют в регистрационной службе, это заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). К заявлению (в одном экземпляре) прилагаются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (не менее двух экземпляров), выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их выхода. Возможно, потребуются и иные документы о передаче прав на недвижимое имущество, например, согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение передаваемым или находящимся в оперативном управлении имуществом казенного учреждения.

Здесь стоит упомянуть Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в которых большое внимание уделяется наиболее важным моментам сбора и представления документов на регистрацию недвижимости. В частности, документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Представляемые бумаги должны содержать описание недвижимого имущества (Постановление ФАС ВВО от 17.01.2011 по делу N А82-1733/2010), вид регистрируемого права, быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ). В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, исполненный карандашом, а также с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, он не подлежит приему на государственную регистрацию.

Читайте так же:  О нюансах предоставления согласия супруга на продажу квартиры

Утверждены Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184.

В связи с тем что в Законе N 122-ФЗ не указан порядок отказа в приеме ненадлежаще оформленных документов, а уклонение от регистрации права может быть обжаловано в суде, органы, принимающие документы, вправе приостановить государственную регистрацию до того момента, когда все документы будут собраны, а недочеты и ошибки исправлены. В противном случае непредставление требуемого и надлежаще оформленного документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации прав казенного учреждения на объект недвижимости.

Отметим, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для нее, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Сведения о таком учете являются обязательными для подтверждения прав при совершении сделок с недвижимостью, особенно если вместе с ней передаются права на земельные участки. Кстати, скоро планируется принять новый федеральный закон, объединяющий отдельные процедуры регистрации прав на объекты недвижимости и их кадастрового учета. То есть, возможно, будет единый закон, устанавливающий правила внесения и предоставления сведений сразу из двух источников (ЕГРП и ГКН). Это и есть тот самый принцип «одного окна», о котором, в частности, говорится в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости .

Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 N 534.

Плата за госрегистрацию

Как сказано в Законе N 122-ФЗ, вместе заявлением о госрегистрации прав и другими прилагаемыми к нему документами представляется документ об уплате государственной пошлины. При этом без взимания госпошлины производится регистрация прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную, региональную или муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 16). Однако регистрация права оперативного управления казенного учреждения — это несколько иная операция, поэтому за нее нужно заплатить госпошлину, установленную пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Когда отказ в регистрации неправомерен?

Практика показывает, что не всегда учреждениям и организациям удается зарегистрировать имущественное право владения (распоряжения) недвижимостью. В таком случае отказы регистрационных органов можно оспорить в судебном порядке. Выделим несколько решений, в которых заявителям удалось отстоять свое право на регистрацию.

Как следует из Определения ВАС РФ от 01.04.2010 N ВАС-3723/10, регистрирующий орган отказал в регистрации права оперативного управления на комнаты в здании дома культуры, ссылаясь на отсутствие кадастрового паспорта, содержащего сведения о комнатах как о помещениях, представляющих собой самостоятельные объекты недвижимого имущества. Между тем, по мнению заявителя и судей, описание объекта недвижимости содержит все сведения о спорных комнатах, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления. Поэтому предоставление кадастровых паспортов на каждую из комнат является необязательным. Закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за учреждением на праве оперативного управления не влечет вследствие этого прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости.

В Определении ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-3267/11 причиной отказа государственному учреждению в регистрации права оперативного управления на здание главного корпуса послужило отсутствие документа о закреплении за ним этого здания на праве оперативного управления. В то же время учреждение представило с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления документы, в том числе договор с учредителем, условиями которого подтверждается факт принадлежности государственному учреждению спорного имущества на праве оперативного управления.

В Постановлении ФАС МО от 25.07.2011 N КА-А41/7741-11 управление Росреестра отказало в регистрации права учреждения на здание, сославшись на непредставление документа, подтверждающего предоставление земельного участка для строительства, а точнее, на невозможность из подобного документа идентифицировать спорный объект, а также земельный участок для строительства объекта недвижимости. Однако постановление администрации главы района об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию содержало полное описание спорного объекта недвижимости. В подтверждение прав в отношении земельного участка учреждение представило государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Факт предоставления земельного участка для строительства объекта подтверждался также постановлениями местной администрации, из содержания которых усматривалось, что государственному учреждению было разрешено строительство объекта недвижимости. Перечисленных документов оказалось достаточно, чтобы признать отказ регистрирующего органа неправомерным.

Несколько слов о правах на земельные участки

Следует знать, что права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом в силу норм ст. 20 данного Кодекса государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками проводится в том же порядке, что и регистрация иного недвижимого имущества. При этом учреждения, в том числе казенные, не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретать земельные участки в собственность, как это предписано сделать иным юридическим лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Практика проверок показывает, что на балансе казенного учреждения могут числиться объекты недвижимости, на которые зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления. Однако не всегда сотрудники учреждения могут представить документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находится объект недвижимости. Это является нарушением п. 1 ст. 25 ЗК РФ, обязывающего регистрировать права на земельные участки в установленных законами случаях (один из них — передача земли в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению). Чтобы ничего не нарушать, учреждению нужно зарегистрировать не только право на объект недвижимости, но и право на занятый им земельный участок.

Читайте так же:  О возможности приватизации части квартиры

Ответственность за нарушение порядка регистрации имущества

Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 19.21 КоАП РФ: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Привлечь нарушителя к ответственности можно в том случае, если он на момент проверки не подал документы на государственную регистрацию прав на объект недвижимости. Если это сделано, но удостоверяющие документы еще не получены, учреждение может избежать ответственности, сославшись на то, что Законом N 122-ФЗ не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество. Месячный срок, отнесенный к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. Но все же советуем не затягивать с регистрацией объектов недвижимости и земельных участков, так как это является обязательным требованием гражданского и земельного законодательства.

В принципе штрафы за нарушение порядка регистрации прав на объекты недвижимости и на земельные участки для казенного учреждения не так уж существенны. Однако могут возникнуть проблемы в решении различных правовых вопросов, а также не исключены сложности с учетом и налогообложением. Надеемся, что статья поможет внести ясность в порядок государственной регистрации объектов недвижимости, принадлежащих казенным учреждениям на праве оперативного управления, и лишний раз подтвердит ее необходимость.

Оформление права оперативного управления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ревизоры требуют недвижимое имущество, на которое не зарегистрировано право оперативного управления, поставить на забалансовый учет (пункты 36, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Однако в п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, перечислено арендованное имущество, имущество переданное в безвозмездное пользование. Кроме того, имущество передано по распоряжению администрации с формулировкой: «передать из муниципальной казны. в оперативное управление (на баланс) муниципальному бюджетному учреждению имущество согласно приложению. «.
Правомерно ли в бюджетном учреждении отражать такое имущество на забалансовом счете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к балансовому учету недвижимого имущества на праве оперативного управления отражается только с момента государственной регистрации права оперативного управления.
До оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, принимающая сторона учитывает полученный объект на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

25 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Регистрация права оперативного управления

Краткое содержание

1. Собственник передал на праве оперативного управления имущество с условием обеспечения в течении N времени регистрации права оперативного управления на имущество. Означает ли это, что в течение N времени должна была произведена гос. регистрация имущества как сооружения, так и земли под ним или только в течение указанного времени должно было быть зарегистрировано имущество?!

1.1. Имущество может быть зарегистрировано в любой установленный срок, отсутствие регистрации, означает отказ от использования имущества.

2. Пожалуйста подлежит ли регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию права собственности, договор оперативного управления имуществом, если он заключен на срок менее 1 года?

2.1. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Соответственно, если Вы договор оперативного управления недвижимым имуществом не зарегистрируете, то и право на оперативное управление у Вас не возникнет. Срок здесь совсем ни при чем.

3. В каком законе в какой статье прописано, что если право оперативного управления заключено больше чем на 1 год то надо регистрировать в органах по регистрации прав. Если меньше года то регистрировать не обязательно, но каждый год надо заключать новый договор?

3.1. Здравствуйте. Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» право оперативного управления недвижимым имуществом подлежит обязательной гос. регистрации.
Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

4. В какой статье ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года ПРОПИСАНО, ЧТО если право оперативного управления заключено больше чем на 1 год то надо регистрировать в органах по регистрации прав. Если меньше года то регистрировать не обязательно, но каждый год надо заключать новый договор?

4.1. Нет такой нормы в федеральном законе №122-ФЗ от 21 июля 1997 года, о том что если право оперативного управления заключено больше чем на один год то это право нужно регистрировать К вашему сведению право оперативного управления не заключается, а на праве оперативного управления имущество закрепляется собственником имущества за учреждением или казенным предприятием
Гражданским законодательством не устанавливает срок закрепления имущества на праве оперативного управления если речь идет о закреплении в оперативное управление недвижимого имущества, то такое закрепление подлежит регистрации вне зависимости от срока
Скорей всего вы путаете оперативное управление в договором аренды недвижимого имущества, когда требуется регистрация если срок аренды превышает один год
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если договор заключен на срок более одного года

Читайте так же:  Стоимость оформления дарственной на квартиру у нотариуса

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

5. Вправе ли ГИМС (МЧС, водная полиция) отказать юр.лицу в гос. регистрации маломерного судна (надувной лодки с мотором), которые были переданы данной организации от Минимущества области на праве оперативного управления? Обязательно ли организации являться собственником плав. Средства для его постановки на учет в ГИМС? если не обязательно, просьба сослаться при ответе на статьи закона. Заранее благодарю за ответ.

5.1. Здравствуйте. Только собственник, либо лицо по доверенности от собственника имеет право обращаться с заявлением о постановке на учет.

Согласно п.4 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340)
Государственная регистрация судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации либо юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии оснований возникновения права собственности на судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Нужно ли платить гос пошлину за регистрацию права оперативного управления на ООО, если собственник имущества муниципалитет? И как оформляется данная передача постановлением администрации?

6.1. Добрый день, уважаемый посетитель!
В данном случае государственная пошлина подлежит уплате
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

[2]

6.2. Здравствуйте, в силу НК Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним Согласно ст. 333.35 государственная пошлина не уплачивается: 1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 2. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности; Основанием для регистрации хозяйственного ведения и оперативного на недвижимое имущество является акт (постановление, распоряжение, приказ) собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также, если имущество приобретается унитарным предприятием или учреждением по договору или иному основанию, то договор, заключенный в соответствии с действующим законодательством.

7. Скажите пожалуйста, может ли государственное бюджетное учреждение зарегистрировать право оперативного управления (получить свидетельство о государственной регистрации права) если объект недвижимого имущества, не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»? 112 ФЗ сейчас редакция не действующая а в 361 ФЗ не сказано о возможных причинах отказа в государственной регистрации права?

7.1. Обратитесь к юристу данного ГБУ, не зря же он зарплату получает. Либо можете записаться на прием к специалистам управления Росреестра.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7.2. Добрый день
Если у Вас есть отказ в регистрации, можете отправить его мне на электронную почту, я посмотрю насколько он правомерен
Или Вы еще на обращались в Росреестр?

Источники


  1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Оформление права оперативного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here